Изображения: Выкл Вкл Шрифт: A A A Цвет: A A A A Обычная версия

Керамика

                                                              История керамики
                                  (по материалам археологического памятника Чумойтло)


      Здравствуйте, дорогие читатели! Мы с вами начинаем цикл статей посвященный уникальному археологическому объекту нашего района, который называется «Чумойтло». Название знакомое, правда? У археологов есть традиция называть раскапываемые объекты по близлежащим населенным пунктам и др. объектами. В данном случае это д. Чумойтло.
       Уникальность данного памятника является, во-первых, то, что он двухслойный – первый слой относится к жертвенному месту эпохи средневековья (об этом в следующих статьях), второй слой – это поселение эпохи неолита, а, во-вторых, … об этом тоже в следующих статьях.
Данная статья посвящена поселению эпохи неолита. Что такое неолит? Берем энциклопедию, читаем:«НЕОЛИТ (от греч. neos — новый игреч. lithos—камень), новыйкаменныйвек, период (ок. VIII—III-готыс. дон. э.) переходаотприсваивающегохозяйства (собирательство, охота) кпроизводящему (земледелие, скотоводство).Вэпохунеолита орудия из камня шлифовались, сверлились, появились глиняная посуда, прядение, ткачество. Впервые появилась керамика». Не будем спорить с учеными, поверим им на слово (хотя поспорить можно было бы).
       С точки зрения климата это был сухой и теплый период. Средняя температура была на 2,5 градуса выше современной. Широколиственные породы деревьев росли далеко на севере. Не случайно, что численность неолитического поселения резко возросла, много неолитических памятников появилось не только на крупных реках (Каме, Вятке), но и на их притоках: Кильмезе, Вале, Уве, Мултанке, Нылге и др. практически вся территория Удмуртии в неолитическую пору была довольно плотно заселена.
        Исследования археологического памятника проведены в 1976 г. под руководством профессора Р. Д. Голдиной двумя раскопами. В 1989 г. были проведены дополнительные раскопки.
         По данным Р. Д. Голдиной поселение возникло примерно в V – IVтыс. до.н. э., т. е. примерно 7 тысяч лет назад. Кроме всего прочего, в эпоху неолита человек сумел создать неизвестные до той поры и несвойственные самой природе материалы — текстиль и керамику («керамос» в переводе с греческого означает «глина»). Вот на керамике мы с вами остановимся поподробней.
         Если уж мы взяли энциклопедию в руки заглянем в нее еще раз: «КЕРАМИКА - обожженная глиняная посуда. При обжиге при 400°C вода из молекул глины улетучивается, глина превращается в камень». Неолит иногда еще называют керамическим веком.Хрупкость керамики приводила к накоплению большого количества черепков на месте поселения. Керамика – самый массовый вид находок на памятниках археологии начиная с неолита.
       Древнейшие горшки неолита, как правило, имеют большие размеры и тонкие стенки. Высота сосудов зачастую достигает полуметра и более, а между тем толщина их стенок не превышает 1 см, т.е. отношение толщины к диаметру составляет 1:25, 1:30 и даже 1:50. Шедевр архитектурного зодчества – купол Пантеона имеет соотношение диаметра к толщине купола 1:20. Иными словами, в каменном веке при создании сосудов достигалось более оптимальное соотношение толщины и диаметра свода, нежели в более поздние времена. Следует иметь в виду, что купол в Пантеоне сооружали из прочных материалов, тогда как сосуд изготовлялся из песка и глины, в мокром состоянии рыхлых и тяжелыхматериалов.Свод сосуда должен был бы неминуемо рухнуть под собственной тяжестью, если бы не была точно рассчитана его форма. Археологи называют такие сосуды яйцевидными, своей формой они напоминают огромные яйца.(См. рис. 1). По форме они напоминают яйцо, у которого срезана на 1/4 тупая часть. При любой другой форме сосуды бы развалились под собственной тяжестью еще до обжига. Чем объяснить столь правильную форму -расчетом или подражанием природе - яйцу? Сказать трудно. Но как бы то ни было, более оптимальной формы свода в архитектуре до сих пор не существует.
      Самые древние предметы из обожженной глины найдены в Чехословакии, на стоянке Дольни-Вестонице. Это еще не посуда из глины. Это фигурки животных и людей, сделанные изглины, и куски обожженной глины.Первые керамические сосуды были оченьхрупкими и часто разбивались. Поэтому-то так много находят на раскопках черепков. Посуду делали часто и в большом количестве.
Посуду изготовляли, как правило способом ленточного или жгутового калепа, накручивая глиняный жгут по спирали и прилепляя край одного жгута к другому.(См. рис. 2). Глиняная посуда позволила совершенствовать процесс приготовления лучше усваиваемой пищи и обеспечить качественной хранение ее запасов. Т.е. впервые появилась вареная и тушеная пища! А еще не верят, что желудок является источником прогресса.
Легкость нанесения орнамента на сырую глину при формовке сосудов давала возможность первобытному человеку выразить свои творческие возможности и мировоззрение, изучение которых дает много информации археологам.По этим рисункам можно узнать многое: какое племя жило на том или ином месте, откуда оно пришло, сколько жило, в каких духов веровали и т.д. Родственные племена по-одинаковому разрисовывали керамику.
       Все сосуды найденные на поселении Чумойтло сплошь украшены простым орнаментом: прочерченными линиями, оттисками гребенчатого штампа, ямками. (Гребенчатый штамп – это специальный предмет, напоминающий современную гребенку, расческу: несколько зубцов вырезанных из кости или дерева. Им делали вдавливания в необожженной мягкой глине и получалось несколько близко расположенных друг к другу ямочек. Эти повторяющиеся оттиски и покрывают, как правило, всю поверхность неолитических сосудов.).Орнамент на сосудах очень интересен. Вначале орнамент процарапывали острой палочкой на сырой глине. Он выглядел как какие-то волны или линии дождя. Потом стали краем раковины оттискивать более сложные рисунки. Чтобы рисунки были наряднее, края раковины стали зазубривать. Позднее появились штампы из круглых плоских галек. Подбирали красивые гальки. По краям такихплоских галек наносились зубчиками нарезки. Если надавить слегка краем такого штампа по мокрой глине, то получается отпечаток, сходный с тем, как если бы к ней была приложена гребенка с тупыми зубьями.Комбинация различных оттисков, штампов и создавала сложный рисунок на стенках сосудов. Конечно, таким штампом было трудно изобразить какие-то сцены из жизни людей. Однако древние мастера и такими штампами создавали удивительные картины. На горшках изображались волны, озеро, плывущие по ним "уточки" и т.п., т.е. все то, что окружало первобытногочеловека, чем он жил.
       Недавние исследования ученых Эрмитажа показали, что все точки линии, замысловатые и, казалось бы, одинаковые рисунки выполнялись часто на сырой глине разными предметами, в том числе и обломанными косточками животных, а часто и их челюстями. Оттиски челюстей волка, бобра, зайца образовывали одинаковый для нас рисунок, но для древнего человека оттискичелюсти зайца или волка имели совсем разный смысл. За каждым из них вставал образ особого зверя, а сходные для нас линии из оттисков "гребенки" могли изображать драматическую сцену погони волка за зайцем и т.п. Когда узоры стали наносить краской, изобразить животное рисунком челюсти стало труднее, поэтому художникам приходилось рисовать их целиком. Поэтому оттисками простых точек и линий изображались более сложные и образные сцены, чем рисунки козлов или баранов красками. Первобытный человек хорошо отличал отпечаток челюсти одного животного от другого, а для нас разгадать сложныерисунки на стенках сосудов оказалось труднее, чем понять реалистичные рисунки.
Продолжение следует…


Автор: Соловьев А.С. – научный сотрудник Можгинского историко-краеведческого музея.